О некоторых исторических аспектах в образовательной и научной сферах России и Монголии
https://doi.org/10.21285/2686-9993-2023-46-3-321-331
EDN: UZCNMN
Аннотация
В статье рассмотрены исторические аспекты зарождения и развития дружественных связей российско-монгольского сотрудничества в сферах высшего образования и науки на примере Иркутского национального исследовательского технического университета (ранее Иркутский политехнический институт, Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия) и Монгольского университета науки и технологии (ранее Монгольский государственный университет, Монгольский политехнический институт, г. Улан-Батор, Монголия). Автором проанализированы основы научных интересов педагогических коллективов указанных вузов Восточной Сибири и Монголии, которые территориально являются ближайшими соседями. На базе архивных материалов и опубликованных работ дана подробная характеристика процессов подготовки научных и педагогических кадров для Монголии в иркутском вузе с 1960 по 2022 год, освещена тематическая направленность и описан характер полевых и научно-исследовательских работ, проанализированы результаты деятельности Керуленской международной геологической экспедиции, явившейся закономерным продолжением многолетних дружественных связей России и Монголии в области образования и науки. Проведенная работа является яркой иллюстрацией конкретных достижений в областях геолого-съемочной, научно-исследовательской и педагогической деятельности коллективов высших учебных заведений двух указанных стран.
Ключевые слова
Об авторе
Л. А. РапацкаяРоссия
Рапацкая Лариса Александровна, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, профессор кафедры нефтегазового дела, Институт недропользования
г. Иркутск
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Орлова К.М. Россия – Монголия: век дружбы и сотрудничества (к 100-летнему юбилею установления дипломатических отношений) // Oriental Studies. 2021. Т. 14. № 5. С. 888–899. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-888-899. EDN: RVKFHY.
2. Мягкая сила в российско-монгольских отношениях: кол. монография / отв. ред. В.А. Родионов, А. Нямдолжин. Иркутск: Оттиск, 2022. 196 с.
3. Ганжуров В.Ц. Россия – Монголия (на трудном пути реформ). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. 106 с.
4. Комбаев А.В. Давыд М. Российское образование как «мягкая сила»: образовательные стратегии монгольских студентов // Власть. 2022. Т. 30. № 3. С. 216–220. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i3.9071. EDN: EKINQS.
5. Родионов В.А. Россия и Монголия: новая модель отношений в начале XXI века. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009. 228 с.
6. Иркутские повествования. 1661–1917 годы / авт.-сост. А.К. Чернигов. В 2 т. Иркутск: Оттиск, 2003. Т. 2. 464 с.
7. Кунгуров Г.Ф. Чойбалсан в Иркутске // Восьмые востоковедные чтения БГУ: сб. науч. тр. Иркутск: БГУ, 2017. С. 250–264. EDN: QMVWKK.
8. Ганжуров, В.Ц. Россия – Монголия (история, проблемы, современность). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. 181 с.
9. Арьянов А.Д., Жабаева Л.Б. Формирование инженерно-технических и управленческих кадров Монголии в Иркутском государственном техническом университете (1960–1990-е гг.) // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 1. С. 158–162. EDN: SDEKOZ.
10. Арьянов А.Д. Подготовка инженерно-технических кадров Монголии в Иркутском государственном техническом университете (1960–1990-е гг.) // Военно-политическое, экономическое и культурное сотрудничество СССР и МНР в 1920–1940-е гг.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 10 декабря 2014 г.). Улан-Удэ: БГУ, 2015. С. 206–214. EDN: VARHQX.
11. Джагаева О.А. Россия и Монголия: очерк истории взаимоотношений в последней четверти XX столетия. М., 2003. 138 с.
12. У истоков ИрГТУ: краткая история развития и становления горного факультета Иркутского государственного технического университета / отв. ред. Д.Е. Махно, А.И. Ляхов. Иркутск: ИрГТУ, 2000. 31 с.
13. Тальгамер Б.Л. Иркутской школе горных инженеров – 90 лет // Науки о Земле и недропользование. 2021. Т. 44. № 4. С. 358–368. https://doi.org/10.21285/2686-9993-2021-44-4-358-368. EDN: KWVUBU.
14. Белоголовкин А.А. Методика структурного изучения рудоносных гранитов на примере Жанчивланского массива Центральной Монголии // Вопросы геологии Восточной Монголии и сопредельных территорий: сб. статей. Иркутск, 1980. С. 14–16.
15. Белоголовкин А.А., Чулуун Д. Трещинная тектоника Жанчивланского гранитного массива // Вопросы геологии полезных ископаемых Центральной и Восточной Монголии: сб. статей. Улан-Батор, 1982. С. 6–8.
16. Жанчивланский редкометалльный гранитный массив в Центральной Монголии / науч. ред. Г.С. Вахромеев, Ю.В. Комаров. Иркутск: ИПИ, 1984. 112 с.
17. Балжинням З., Иванов А.Н., Рапацкая Л.А., Наумов В.А. О наложенной калишпатизации в резкопорфировидных гранитах южной части Жанчивланского массива // Вопросы геологии и металлогении Восточной Монголии: сб. статей. Улан-Батор, 1979. С. 153–157.
18. Антипин B.C. Петрология и геохимия гранитоидов различных фаций глубинности. Новосибирск: Наука, 1977. 157 с.
19. Балжинням В., Гэрэл О. Петрографо-петрохимическая характеристика гранитоидов Жанчивланского района // Вопросы геологии Восточной Монголии и сопредельных территорий: сб. статей. Иркутск, 1980. С. 30–31.
20. Баяраа И. Краткая гидрогеологическая характеристика Жанчивланского рудного района // Вопросы геологии и металлогении Восточной Монголии: сб. статей. Улан-Батор, 1979. С. 173–181.
Рецензия
Для цитирования:
Рапацкая Л.А. О некоторых исторических аспектах в образовательной и научной сферах России и Монголии. Науки о Земле и недропользование. 2023;46(3):321-331. https://doi.org/10.21285/2686-9993-2023-46-3-321-331. EDN: UZCNMN
For citation:
Rapatskaya L.A. Some historical aspects of education and research in Russia and Mongolia. Earth sciences and subsoil use. 2023;46(3):321-331. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2686-9993-2023-46-3-321-331. EDN: UZCNMN