Preview

Науки о Земле и недропользование

Расширенный поиск

Особенности дистанционного обучения по дисциплинам направления «Науки о Земле» в техническом вузе

https://doi.org/10.21285/2686-9993-2020-43-4-499-509

Полный текст:

Аннотация

В последние десятилетия как в России, так и за рубежом широкое использование получила дистанционная форма обучения, а особенно мощный импульс к развитию и распространению дистанционно-образовательных технологий придала пандемия коронавируса в 2019 г. Для повышения эффективности учебного процесса в системе дистанционного обучения потребовалась доработка различных и доступных форм обучения, необходимостью оказалось также и более широкое использование новых образовательных технологий. Целями данного исследования стали анализ использования новейших образовательных технологий при дистанционном обучении студентов по дисциплинам направления «Науки о Земле» в техническом вузе, а также формирование современного образовательного пространства при онлайн-обучении, стимулирование самостоятельной работы обучающихся на основе заданий, направляемых преподавателями. В ходе описанного в данной работе исследования были рассмотрены следующие особенности использования дистанционного обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете: специфика представления теории и формы подачи материала для выполнения лабораторных работ, выбор наиболее эффективных средств обучения, методика текущего и окончательного контроля знаний студентов. Иркутский национальный исследовательский технический университет из всего множества разнообразных систем дистанционного обучения выбрал систему Moodle. Плюсом данной системы является возможность выполнения лабораторных, практических и курсовых работ, что немаловажно для технического вуза, проведение тестирований, результаты которых преподаватели и студенты могут отслеживать в электронном журнале оценок. Как выяснилось, система дистанционного обучения более многогранна, но тем не менее и более трудоемка, чем очная, а также осложнена целым рядом технических проблем. Процесс дистанционного обучения требует установления определенного паритета интересов, способностей и возможностей между обучающей (преподаватель) и обучаемой (студент) сторонами. В системе дистанционного обучения проявляется ряд особенностей, которые следует учитывать при подаче теоретического и лекционного материала, что требует более строгого подбора файлов или конвертации их в менее тяжелые, а также лаконичности и четкости изложения материала. Большое значение приобретает использование виртуальных лабораторий для проведения лабораторных работ, доступность использования дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов и студентов заочного обучения. По результатам исследования можно сказать, что на сегодняшний день дистанционное обучение является необходимой частью образовательной системы наряду с такими формами обучения, как очное или заочное, а одними из главных целей современного дистанционного обучения становятся умение работать с информацией и самосовершенствование.

Об авторах

Л. А. Рапацкая
Институт недропользования; Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Рапацкая Лариса Александровна, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, профессор кафедры прикладной геологии, геофизики и геоинформационных систем

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83



В. И. Снетков
Институт недропользования; Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Снетков Вячеслав Иванович, доктор технических наук, заведующий кафедрой прикладной геологии, геофизики и геоинформационных систем

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83



Список литературы

1. Perry W. The Open University // Proceedings of the Royal Institution of Great Britain. 1971. Vol. 44. Iss. 203. Р. 95–112.

2. Киян И.В. Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения // Энергобезопасность и энергосбережение. 2010. № 6. С. 32–36.

3. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1 (13). С. 129– 138. [Электронный ресурс]. URL: http://scientificnotes.ru/#new-number?id=13 (25.08.2020).

4. Barnard-Brak L., Sulak T., Tate A., Lechtenberger D. Measuring college students' attitudes toward requesting accommodations: a national multi-institutional study // Assessment for Effective Intervention. 2010. Vol. 35. Iss. 3. P. 141–147. https://doi.org/10.1177/1534508409358900

5. Burgstahler S., Corrigan B., McCarter J. Making distance learning courses accessible to students and instructors with disabilities: a case study // The Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7. Iss. 3. Р. 233–246. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2004.06.004

6. Bonk С.J., Lee М.M., Reynolds Т. A special passage through Asia e-learning // International Journal on E-Learning. 2009. Vol. 8. Iss. 4. P. 438–445.

7. Овсянников В.И. Структура дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. С. 51.

8. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124–128.

9. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. № 7. С. 29–34.

10. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М.: Знание, 2000. 276 с. 11. Салыхова Д.Р. Organization of distance learning in Moodle // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 207–210.

11. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издво МЭСИ, 1999. 196 с.

12. Саданова Б.М., Олейникова А.В., Альберти И.В., Одинцова Е.А., Плеханова Е.Н. Применение возможностей виртуальных лабораторий в учебном процессе технического вуза // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 71–74.

13. Черемисина Е.Н., Антипов О.Е., Белов М.А. Роль виртуальной компьютерной лаборатории на основе технологии облачных вычислений в современном компьютерном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 1. С. 50–64.

14. Симановский А.Э. Использование дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Том II. Психолого-педагогические науки. С. 238–240.


Для цитирования:


Рапацкая Л.А., Снетков В.И. Особенности дистанционного обучения по дисциплинам направления «Науки о Земле» в техническом вузе. Науки о Земле и недропользование. 2020;43(4):499-509. https://doi.org/10.21285/2686-9993-2020-43-4-499-509

For citation:


Rapatskaya L.A., Snetkov V.I. Features of distance learning by the disciplines in the Earth Sciences direction at a technical university. Earth sciences and subsoil use. 2020;43(4):499-509. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2686-9993-2020-43-4-499-509

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-9993 (Print)
ISSN 2686-7931 (Online)